О том, с какими травмами спортсмены чаще всего обращаются к врачам, как избежать повреждений во время тренировок и соревнований, и в каком направлении сегодня развивается спортивная медицина, рассказал заведующий отделением травматологии и ортопедии клиники «ММЦ» на Малой Конюшенной, к.м.н. Дмитрий Святославович Савицкий.
— Какой вид спорта, на Ваш взгляд, самый травмоопасный?
— Сложно выделить какой-то один вид спорта, но в целом травмоопасными являются разновидности, в которых есть большие скорости и используются дополнительное оборудование (сноубординг, кайтинг, вейкбординг, горнолыжный спорт), либо игроки часто вступают в силовой физический контакт (футбол, волейбол, баскетбол, хоккей, единоборства). Получение травмы зависит от множества факторов: от уровня подготовки, правильно подобранной экипировки, выполнения правил безопасности, физического состояния спортсмена. Многие экстремальные виды спорта травмоопасны за счёт своей непредсказуемости. Например, если спортсмен «летит» на огромной скорости — от него мало что зависит, и риск получения травмы очень высокий, но именно на подобные виды спорта сейчас существует определенная мода. В последнее время спорт становится «быстрее», поскольку увеличивается темп жизни, людям становится интереснее заниматься чем-то опасным, экстремальным.
— С какими травмами к Вам чаще всего приходят?
— Чаще всего обращаются пациенты, которые занимаются контактными видами спорта. Они приходят с проблемами, связанными с крупными суставами и расположенными вокруг них тканями. Для коленного сустава это разрывы менисков, повреждения и заболевания хрящевой ткани, связанные с перенагрузками или травмами, разрывы связочного аппарата коленного сустава. В случае плечевого сустава — вывихи, повреждения сухожилий вращательной манжеты плеча, проблемы с сухожилиями бицепса.
— Травма — это всегда дело случая? Можно ли снизить риск ее получения?
— Безусловно, доля случая есть, но задача как врачей, так и спортсменов — минимизировать вероятность. Например, мы же понимаем, что неподготовленный человек не сможет проснуться и сразу без последствий пробежать марафон. Такие вещи требуют тщательной подготовки и тренированности. Необходимо пройти обследование и понять, как работает сердечно-сосудистая система, какие риски есть при занятии спортом у конкретного пациента. Спортсмен должен знать свои сильные и слабые стороны. В профессиональный спорт люди просто так не приходят. В идеале, сначала нужно пройти обучение в детско-юношеских школах, где тренеры учат ребят азам — как правильно выполнять те или иные элементы и упражнения. Затем человек «растёт» в профессиональном спорте и доходит до определённого уровня. Также и в случае с марафоном — сначала необходимо научиться правильно бегать, все нюансы и теоретическую базу человеку должен кто-то объяснить. Кроме того, нужно подобрать правильную обувь и одежду в зависимости от типа поверхности и погодных условий. Понятно, что повлиять на случай мы не можем, но минимизировать ошибки, которые на 100% приведут к травматизации, мы точно в состоянии.
— Нужна ли разминка?
— Разминка необходима, чтобы организм был готов к выполнению физической задачи, которую нельзя давать на неподготовленные мышцы, связки и кровеносную систему. Чем серьёзнее задачу человек ставит перед собой в спорте, тем больше времени и внимания необходимо уделять на разминочный процесс. Поэтому, когда человек приходит в спортзал, тренер всегда просит его пройти по дорожке и размяться, чтобы подготовить организм к последующим более интенсивным нагрузкам.
— Как определить, какая травма, полученная в процессе тренировки или соревнования, не пройдет сама, и необходимо сразу обращаться к травматологу?
— Любая полученная травма – сигнал к тому, что нужно обратиться к специалисту, потому что самолечение обычно ни к чему хорошему не приводит. Чтобы чётко разобраться в диагнозе, личного ощущения и опыта окружающих, которые уверяют, что «у них тоже так было — всё пройдёт», недостаточно, необходима грамотная диагностика. Успех лечения опирается на грамотную постановку диагноза, которая вытекает из правильного обследования, осмотра, проведения диагностических методов исследования — УЗИ, МРТ, КТ, рентгена. Только специалист может понять и интерпретировать полученную информацию и определить, требуется ли проведение операции или привлечение врача ЛФК, или же необходим просто отдых, а иногда и наоборот — модифицирование уровня нагрузки. Самолечение же часто приводит к хронизации, у пациента понижается степень толерантности к физической нагрузке. Скажем, до травмы спортсмен мог пробежать на определённой скорости 10 км, а после — бежит медленнее и только 2 км, потому что возникает болевой синдром. А в худшем случае из-за несвоевременного обращения к специалисту можно пропустить какую-то проблему, развитие которой приведёт к тому, что консервативного лечения уже будет недостаточно и придётся оперировать.
— Разве пациент не может на бытовом уровне отличить травму от банального ушиба?
— Поверьте, не всегда. В большинстве случаев — да, но в моей практике было огромное количество профессиональных спортсменов, которые приходили на приём, будучи уверенными, что полученная травма не приведёт к значительному повреждению, например, коленного или плечевого сустава. Каково же было их удивление, когда по результатам МРТ были показания для хирургии… Для русского человека травма — это всегда что-то очень тяжелое и глобальное, сопряженное с вызовом бригады Скорой помощи, а остальное не считается. Менталитет у нас, русских, такой. К сожалению, это не всегда приводит к положительному результату, поэтому важно понимать, что если в течение пары-тройки дней жалобы не исчезли, то нужно не затягивать и обратиться к врачу. В идеальной ситуации — в первый же день.
— Кто еще из коллег будет работать с вашим пациентом?
— Мы всегда работаем в связке с тремя-четырьмя медицинскими специальностями. Мы практически «слепы» без диагностов, специалистов по лучевой диагностике — рентген, МРТ, КТ и УЗИ играют важнейшую роль в правильной постановке диагноза. Вторая составляющая — функциональная диагностика. Специалисты в этой области чаще необходимы на этапе предподготовки к спорту, но без них и мы, травматологи, оказываемся в затруднительном положении. И, безусловно, наши коллеги — реабилитологи и врачи спортивной медицины, в заботливые руки которых мы передаём наших пациентов — они будут проводить лечение консервативно, когда нет показаний к операции, либо составят программу восстановления уже после хирургического вмешательства.
— Какие направления спортивной медицины сейчас активно развиваются, на чем фокус?
— Спортивная медицина, как и вся медицина сегодня, движется в направлении получения максимально быстрого результата. Для пациентов очень важна скорость лечения и восстановления. В основном, спортивная медицина — это решение проблем с мышцами, суставами и костями – это операции, которые выполняем мы, травматологи. Наша задача — минимизировать хирургическую агрессию и сделать операцию таким образом, чтобы пациент максимально быстро и качественно вернулся к той спортивной активности, на которую он рассчитывает. Первый значимый тренд в развитии — это артроскопические методики, с помощью которых мы решаем проблемы, связанные с суставами и околосуставными мягкими тканями через небольшие проколы с применением специальной эндоскопической техники, которая позволяет оперирующим врачам очень многое увидеть и сделать, но в то же время наносит минимальную травму для организма пациента. Это очень активное и развивающееся направление, в котором много технической составляющей: врачи-травматологи ставят задачу, а инженеры из специальных институтов и компаний думают, как решить эту проблему технологически. Второй тренд — ортобиологические методики, которые в какой-то степени пришли на смену фармакологии. Это консервативное направление травматологии, которое позволяет лечить частичные повреждения и купировать воспалительные процессы с помощью биологически активных препаратов. Применение таких методик для лечения спортсменов официально разрешено Всемирным антидопинговым агентством WADA. Третье направление уже не хирургическое — это реабилитация, совершенствование протоколов восстановления пациентов, добавление в них новых методик, прогрессирование физиотерапии — то, что помогает в нехирургическом лечении.