Предупредить заболевания и полностью реализовать возможности малыша на всех этапах роста поможет знание определенных закономерностей развития детского организма. Специалисты в области детского здоровья ГК «СОГАЗ МЕДИЦИНА» поделились рекомендациями о том, какие показатели следует отслеживать, чтобы помочь правильному и гармоничному взрослению ребёнка.
Развитие до года: что — норма, а что — нет?
В первые 12 месяцев жизни ребенок растет быстрее всего: через год после рождения его вес становится больше в три раза, а длина тела — в полтора. В это время активно формируются нервная, пищеварительная, дыхательная системы, а также иммунитет. В младенчестве происходят важные этапы развития — от держания головки до первых шагов.
Из утробы матери новорожденный попадает в непривычную для него воздушную среду, делает первый вдох, учится по-новому питаться. Организм адаптируется к резким изменениям, что отражается на работе всех органов и систем. Так, для первых дней жизни характерны временные физиологические изменения, которые не требуют лечения: потеря до 10% от изначального веса, покраснение, шелушение и желтушное окрашивание кожи, нагрубание молочных желез, изменения температуры тела. К концу первой – началу второй недели они полностью исчезают.
Первое обследование малыша проходит еще в роддоме — всем новорожденным выполняют неонатальный скрининг для выявления наследственных заболеваний, аудиоскрининг для диагностики слуха, а также выполняют первые вакцинации — от гепатита В (в первые сутки от рождения) и от туберкулезной инфекции — БЦЖ (в первые 72 часа от рождения).
Основными индикаторами здоровья в первый год жизни являются вес, рост и окружность головы. Измерения, проводимые ребенку на всех этапах, отмечают на диаграмме роста, массы тела и окружности головы в виде точек и составляют графики (кривые) физического развития — сама диаграмма должна быть вложена в карту развития ребенка (форма 112).
В 1,5-3 месяца ребенок начинает держать голову. В этот период важно отслеживать тонус мышц: нет ли видимого искривления позы, ассиметричного положения рук и т.д. Если ребенок с рождения очень высоко запрокидывает голову, при этом поднимая шею и плечи, зажимает в кулак одну руку, наклоняет голову преимущественно в одну сторону и не может выпрямить ножки, стоит обратиться к педиатру и детскому неврологу для диагностики гипертонуса мышц. Это состояние успешно лечится с помощью массажа и физиотерапевтических процедур.
Уже на первом году жизни у ребенка начинает формироваться речь — гуление, затем лепет, который сменяется произнесением слогов и слов. К концу года здоровый ребенок уже понимает речь взрослых и сам произносит 5-10 простых слов.
Также следует контролировать развитие моторики — к 6 месяцам здоровый малыш умеет переворачиваться со спины на живот. К 8 месяцам хорошо сидит, к 13 — прочно стоит на ножках, к 14 — ходит, хотя его движения могут быть недостаточно координированы. Не стоит забывать, что все дети развиваются в своем темпе: кто-то начинает сидеть или стоять раньше, кто-то позже — временные окна нормы могут достигать 3-5 месяцев.
Обратиться к врачу следует, если навыки значительно задерживаются: в 3 месяца ребенок не держит голову, в 4-5 месяца не поворачивается на бок, к 9-10 месяцам не сидит, к 15 месяцам не ходит.
К полугоду дети также начинают активно исследовать мир вокруг себя — хватать предметы, тянуться к интересным игрушкам, дотягиваться до шкафов и т.д., поэтому родителям важно позаботиться о безопасности (поставить блокираторы на окна и двери, защиту на острые углы).
На первом году жизни особенно важен эмоциональный, зрительный, тактильный контакт с родителями, отсутствие или недостаток которого может вызвать задержку нервно-психического развития. Поэтому нужно полностью удовлетворять потребность ребенка в ласке и внимании: нянчиться, возиться, целовать, гладить, качать и баюкать.
Первое обследование опорно-двигательного аппарата
УЗИ тазобедренных суставов — это единственная возможность обследования опорно-двигательного аппарата у новорожденных, поскольку рентгентографию не применяют до того, как сформируется головка бедренной кости (не раньше 2 месяцев). Исследование помогает на самых ранних стадиях диагностировать патологии в развитии тканей, в т.ч. самую распространенную врожденную ортопедическую патологию — дисплазию тазобедренных суставов (ТБС). При диагностировании гипоплазии (недоразвития) суставов устанавливается ее форма, исходя из чего подбираются методы коррекции.
Также важно в динамике вовремя определить отсутствие «созревания» ядер окостенения головок бедренных костей. Если оно отсутствует в 8-10 месяцев у доношенного ребенка, это определяется как незрелость, спровоцированная недостаточным поступлением питательных и биологически активных веществ или генетическими причинами. Для коррекции состояния и дальнейшего правильного формирования тазобедренного сустава детские ортопеды, педиатры и эндокринологи применяют весь комплекс лечебно-диагностических мер.
«Я сам!»: преддошкольный период
В период раннего детства (1-3 года) ребенок постоянно расширяет социальные контакты, знакомится с другими детьми, поэтому важно защитить организм от инфекционных заболеваний: провести вакцинацию в соответствии с национальным календарем прививок.
Наши врачи к плановой вакцинации подходят индивидуально: безусловно, мы следуем национальному календарю, но если состояние ребенка таково, что риск возможных осложнений превышает пользу от прививки, предлагаем отложить ее до момента выздоровления.
Заведующая педиатрическим отделением ММЦ «СОГАЗ» в Санкт-Петербурге Анна Александровна Никитенок
В это время у ребенка сохраняется быстрый темп физического развития, увеличивается мышечная масса, и для успешного развития ему необходимо обеспечить не только полноценное питание, но и двигательную нагрузку. Гиподинамия (недостаток физической активности) может вызвать нарушения формирования мышечного корсета и проблемы с осанкой. При этом следует создать максимально безопасное пространство: убрать из зоны доступа колющие и режущие предметы, лекарства, а также объяснить ребенку, как правильно использовать электроприборы.
Активное развитие мелкой моторики нужно поддерживать с помощью игрушек (кубиков, пирамидок и т.д.) и совместных занятий — рисования, лепки. В этом возрасте также совершенствуется речь: к концу третьего года дети говорят длинными фразами, рассуждают.
К трем годам начинается и активное самоутверждение ребенка, он хочет делать все сам, без помощи взрослых.
Задача родителей — способствовать развитию индивидуальности, ведь ее подавление может привести к снижению самооценки и вызывать эмоциональные бури. Важно поощрять самостоятельность, привлекать ребенка к домашним делам, обучать навыкам гигиены — чистить зубы, самостоятельно ходить на горшок, мыть руки.
Дошкольное детство: фундамент на будущее
В возрасте с 3 до 7 лет закладываются основы физического и психологического здоровья на всю жизнь, поэтому родителям необходимо привить ребенку осмысленное отношение к образу жизни и помнить, что развитие малыша тесно связано с привычками членов семьи.
В этот период ребенок ускоренно растет, у него изменяются пропорции тела. Интенсивно развивается интеллект, формируется равновесие, совершенствуется тонкая моторика — важно стимулировать эти процессы с помощью игровых упражнений, чтобы в дальнейшем избежать нарушений в когнитивной сфере, трудностей с освоением письма, рисования и т.д. В этом возрасте также происходит интенсивное развитие двигательного анализатора, поэтому опасна гиподинамия — она может привести к нарушению ловкости и быстроты. Из-за длительного статического напряжения, нахождения в одной и той же позе формируются нарушения осанки.
Дошкольник начинает проявлять потребность в общении со сверстниками, учится жить в коллективе, поэтому педиатры рекомендуют в этом возрасте отдать ребенка в детский сад, чтобы облегчить его адаптацию в школе.
Если ребенок не может сконцентрировать внимание на одной деятельности больше минуты, у него снижена работоспособность, наблюдаются рассеянность, эмоциональные и коммуникативные трудности, проблемы в определении звуков, следует обратиться к специалисту. Занятия с психологом и логопедом помогут устранить возможные нарушения до поступления в школу.
7-11 лет: затишье перед бурей
Особый этап в жизни ребенка — начало обучения в школе. Резкое увеличение физических, умственных и эмоциональных нагрузок требуют тщательной организации режима дня и питания. Поскольку самая высокая нагрузка приходится на опорно-двигательный аппарат и органы зрения, важно отслеживать их состояние, чтобы не пропустить развития нарушений.
Благодаря интенсивному созреванию коры головного мозга совершенствуется концентрация внимания, память, речь. Начинается постепенное развитие репродуктивной системы, гормональная перестройка, формируются вторичные половые признаки.
C 7 до 11 лет определяются привычки и характер, а к 12 заканчивается формирование нервной системы.
В этот период родителям необходимо проводить как можно больше времени с ребенком, обучать его, помогать с уроками, отвечать на вопросы.
В препубертатном возрасте развивается мышечная система, вырабатывается быстрота, ловкость, выносливость, заканчивается развитие скелета, молочные зубы сменяются постоянными.
Профилактика нарушений осанки у школьников
Слабое физическое развитие ребенка ведет к функциональным нарушениям осанки, которые, прогрессируя, могут затруднять работу внутренних органов и вызывать дальнейшее ухудшение физического развития в целом. Для коррекции нарушений осанки понадобится ежедневно выполнять лечебную гимнастику вплоть до окончания роста скелета (18-20 лет), а при сколиозах и остеохондрозах — в течение всей жизни.
Активные упражнения, укрепляющие разгибатели спины и мышцы брюшного пресса, постепенно создают мышечный корсет, уменьшают степень прогрессирования сколиоза и формируют правильную осанку. В комплекс ЛФК должны быть включены упражнения и для укрепления мышц, поддерживающих свод стоп, поскольку нарушения осанки часто сочетаются со снижением свода стопы или выраженным плоскостопием. Среди них — сгибание и напряжение пальцев ног, перекладывание предметов, ходьба по ребристой поверхности, прокатывание палки сводом стопы. Также рекомендуется заняться плаванием, катанием на лыжах, скандинавской ходьбой.
Для всех детей, имеющих сколиоз второй степени и выше запрещены акробатика, гимнастика, прыжки, бег на дистанции более 400 метров, длительное стояние, сидение, висы на перекладине и подъем грузов.
Важно, чтобы ученики сохраняли правильную позу при выполнении письменных работ: следует сидеть, держа предплечья на крышке стола, плечи на одном уровне, немного наклонив голову вперед. Стопы должны стоять параллельно друг другу и опираться о пол, а голени — находиться под прямым углом к бедрам. Если обычный стул не соответствует росту ребенка, нужно сделать подставку под ноги. Для чтения книг полезно использовать наклонную подставку.
Еще не взрослый, но уже не ребенок
Подростковый период длится с 10-11 до 18 лет, в это время происходят мощные изменения в эндокринной системе. За счет выброса гормонов в кровь изменяется внешний облик подростка: появляются вторичные половые признаки, меняется структура костной ткани, стоп, кистей, поэтому подростки часто выглядят «угловатыми».
Повышенный выброс гормонов щитовидной железы может провоцировать гипергидроз (потливость), а нарушение баланса половых гормонов — андрогенов и эстрогенов — появление угревой сыпи (акне). Гормональный всплеск приводит к сильной возбудимости, раздражительности, перепадам настроения и, как следствие, трудностям общения с окружающими, конфликтности.
Пубертат — время колоссальных изменений, которые превращают маленького человека во взрослого. Поэтому в этот период очень важно следить не только за физическим здоровьем, но и за психологическим состоянием, гигиеной и пр. Делать это и вовремя направлять пациентов к профильным специалистам — задача врача-педиатра. Анна Александровна Никитенок
Какие проблемы со здоровьем часто встречаются у подростков?
Функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы («юношеское сердце», юношеская гипертония). Чаще изменения в работе сердечно-сосудистой системы наблюдаются у детей с ограниченной двигательной активностью, не занимающихся физкультурой или, наоборот, при чрезмерных нагрузках, не соответствующих возрасту. И хотя эти изменения обычно носят временный характер, нужно их отслеживать у врача-педиатра, чтобы не пропустить более серьезные патологии.
Из-за нарушения пищевого поведения могут появиться расстройства питания, лишний вес. Если подросток негативно относится к своей внешности и перестает нормально питаться, необходимо обратиться за помощью к специалисту.
В связи с эндокринной перестройкой организма усиливается функция сальных желез, что ведет к закупориванию их протоков и появлению на коже угрей. Поэтому важно уделить внимание правилам личной гигиены — ежедневный душ и уход за кожей лица.
Также среди подростков распространены заболевания репродуктивной сферы (задержка полового развития, дисменорея, аменорея у девочек, фимоз и варикоцеле у мальчиков), обострения инфекционно-аллергических заболеваний, заболевания ЖКТ (гастрит, язвенная болезнь), кариес.
Знание норм развития и факторов риска заболеваний детского организма помогут родителям сохранить здоровье ребенка и подготовить его к полноценной взрослой жизни. При этом важно обращать внимание не только на соответствие возрастным стандартам, но и на индивидуальные особенности: проводите время с ребенком и вырабатывайте здоровые привычки вместе!
Ростовые скачки и боли «роста»: как помочь ребенку?
В возрасте 12-16 лет у детей происходит бурный рост. Максимальная скорость увеличения длины тела в среднем составляет около 10 см в год для мальчиков и чуть меньше — для девочек. Скачок роста происходит главным образом за счет увеличения костей туловища, мышечная масса увеличивается с задержкой в 3-5 месяцев, а вес — через 6-8 месяцев. Пубертатный скачок распространяется и на сердечную мышцу, глазные «яблоки», внутренние органы.
Подростки нередко жалуются на боли в костях и суставах. Причина их, как правило, как раз в «ростовых скачках». Во время роста пропорции тела меняются неравномерно, растущие кости деформируются из-за возрастающих нагрузок и слабости мышечного аппарата.
Появляются функциональные нарушения осанки (сколиозы, кифозы), ткани развиваются быстрее, чем питающая их сосудистая сетка. И даже разные части одних и тех же органов изменяются скачкообразно и не одновременно (разнодлинность конечностей).
Эти процессы нельзя назвать патологическими, со временем все системы снова будут работать синхронно, но в период активного роста надо быть внимательными к жалобам ребенка. Приступы боли обычно возникают ночью и длятся 10-15 минут. Они повторяются в течение нескольких дней или даже недель. Если боли беспокоят только ночами, а днем ребенок бодр и здоров — нет хромоты, скачков температуры, припухлости в области суставов — беспокоиться не стоит. Если же он жалуется на боли больше двух месяцев подряд, не может разогнуть ногу, появились гематомы, следует обратиться к врачу.
Врач-травматолог-ортопед ММЦ «СОГАЗ» Александр Александрович Гайдук
Самое простое и эффективное средство при болях роста — массаж. Всего за 10–15 минут он поможет улучшить кровоснабжение и снять спазм в мышцах. Ортопеды также рекомендуют подросткам делать гимнастику сразу после пробуждения, не вставая с кровати: хотя бы 2 упражнения («березка» и «велосипед») — и ночная боль не будет такой интенсивной.
Статья опубликована в выпуске №15 корпоративного издания «СОГАЗ МЕДИЦИНА» (ныне — «Мой медицинский журнал»).
Читать журнал