Соска — болезненная тема практически для всех родителей. О том, стоит ли изначально предлагать ее ребенку, насколько это безопасно, когда начинать отучать и как это правильно делать рассказывает заведующая педиатрическим отделением клиники «ММЦ» на Малой Конюшенной Анна Александровна Никитенок.
Сосательный рефлекс и его значение для развития ребенка
Сосательный рефлекс — один из важнейших безусловных рефлексов у новорожденного, который обуславливает его возможность получать питание в первый период жизни, и угасает к 3-4 годам. Во время акта сосания ребенок успокаивается, переключаясь с внешнего раздражителя, поэтому соску чаще всего используют в качестве дополнительного метода успокоения ребенка.
Акт сосания — это сложный процесс, в котором участвует большое количество мышц ротовой полости и язык. В зависимости от вида вскармливания в процесс вовлекаются разные мышцы, что впоследствии влияет на формирование ротовой полости, дыхательной системы и прикуса, организацию работы ЖКТ и становление речевого развития.
Грудное вскармливание является одним из главных механизмов, способствующих правильному развитию структур ротовой полости ребенка, т.к. все движения языка и мимической мускулатуры координируются определенным образом, задействуются и верхняя, и нижняя челюсть.
При этом во время кормления из бутылочки задействуется совершено иные анатомические структуры (преимущественно мышцы височно-нижнечелюстной зоны), язык не выполняет сложных скоординированных движений, как при грудном вскармливании, а мимическая мускулатура вовлекается меньше. В последующем это может приводить к:
-
нарушению формирования структуры верхней и нижней челюсти, а значит, к различным аномалиям прикуса
-
нарушению формирования структуры носоглотки, что может обуславливать более высокую частоту возникновения хронической ЛОР-патологии (аденоиды, отиты) в будущем
-
артикуляционным проблемам (нарушению звукопроизношения)
Использование соски предполагает тот же механизм, что и кормление из бутылочки, поэтому несвоевременное отучение от нее также может привести к указанным выше проблемам.
Отмечу, что дети, находящиеся на грудном вскармливании, реже испытывают потребность в использовании соски, т.к. для них эту роль выполняет грудь матери — именно поэтому, испытывая страх или беспокойство, они начинают активно искать ее, чтобы чтоб получить не только питание, но и психологическую поддержку, ощущение комфорта и безопасности. Детям, находящимся на искусственном вскармливании, в качестве успокоения предлагается соска, и они чаще прибегают к ее помощи.
Правильное использование соски
При этом не нужно бояться использовать соску. Просто важно помнить, что все хорошо в меру и до определенного возраста.
На первом году жизни ребенка, когда сосание для него является одним из основных способов успокоиться, использование соски вполне допустимо. Но это не должен быть единственный вариант успокоения малыша, даже если он находится на искусственном вскармливании. Не забывайте, что младенец успокаивается, когда ему комфортно — когда его взяли на ручки, погладили, согрели, когда он слышит голоса близких, чувствует знакомый запах, отвлекается на звук или предмет. Не пренебрегайте такими способами контакта с ребенком и различными способами его успокоить.
Если малыш засыпает с соской, старайтесь убирать ее сразу, как только ребенок уснул (то же касается и груди — не превращайте ее в соску). По мере взросления пробуйте постепенно отходить от укладывания с соской: старайтесь прикачать, убаюкать, положить рядом любимую игрушку, создать какие-то ритуалы для засыпания и определенную атмосферу в спальне.
Если ребенок постоянно просыпается ночью, постарайтесь разобраться в причинах. Он голоден, не может справиться с чрезмерным эмоциональным возбуждением, ему жарко, холодно или шумно, болит живот или режутся зубы? Если не получается понять это самостоятельно, не стесняйтесь обратиться за помощью к специалисту — педиатру, неврологу или психологу. Помните, что чем дольше вы не пытаетесь решить проблему, просто бездумно предлагая ребенку для успокоения соску, тем сложнее впоследствии будет от нее отучиться.
Плач, крик, беспокойство в течение дня точно также требуют выяснения причин. Постарайтесь понять, что вызывает дискомфорт и устранить эту проблему, а не предлагать соску — если он к этому привыкнет, то любая эмоциональная ситуация будет вызывать потребность что-то сосать (отучили от соски — ребенок начинает сосать палец).
Кроме того, привычка постоянно использовать соску негативно влияет на речевое развитие ребенка. В возрасте старше года дети очень быстро адаптируются и учатся жестами показывать все, что им нужно, а попытка убрать любимую соску может вызвать негативную реакцию и еще больше затормозить формирование речи. Поэтому важно создавать ситуации, когда ребенку будет необходимо говорить. Играйте с ним, убирая соску в игре — воспроизводите разные интонации, кривляйтесь и дурачьтесь вместе, проговаривайте звуки и слова, подражая животным, транспортным средствам и т.д.
Ребенок должен чувствовать себя комфортно и безопасно без соски, тогда она перестанет быть необходимым атрибутом.
Способы отучения от соски
Когда лучше начинать отучение от соски? В идеале в возрасте от 3 месяцев до года, когда ребенок еще достаточно мал и соска не успела «заякориться» в его сознании в качестве универсального «успокоителя». Обращайте внимание на случаи, когда ребенок сам выплевывает соску, например, во сне, и не старайтесь вернуть ее на место. Если в период бодрствования малыш начинает капризничать, старайтесь успокаивать его без помощи соски: возьмите на руки, погладьте, поговорите с ним, позвените погремушкой и т.д. При введении прикорма всегда давайте пищу из ложки, а напитки — из кружки (не из бутылочки с соской).
Помните, что самое важное — это ваш настрой, желание и готовность занимать ребенка, даже когда он расстроен, а не закрывать ему рот при помощи соски.
В случае с детьми старше года можно пробовать договориться:
-
Рассказать ребенку историю о том, что соска «ушла в другое место», «ее украла бабайка» и т.д. Безусловно, если у него начнется истерика, соску придется вернуть и попробовать другой, более длительный и постепенный способ отучения. Но если реакция спокойная, этого может быть достаточно.
-
Предложить ребенку подарить соску «другу» (мишке, зайке и т.д.), которому без нее очень грустно и одиноко. Обратите особое внимание на то, что если он подарит «другу» свою любимую соску, он совершит замечательный взрослый поступок, станет настоящим героем. Если малыш начнет капризничать и переживать, переключите его внимание, успокойте, пожалейте — это, безусловно, потребует терпения и сил.
Если ребенок постоянно ходит с соской во рту, старайтесь разговаривать с ним и добиваться, чтобы он не показывал пальцем на то, что его интересует, а вынимал соску и проговаривал все словами. Как только соска вынута, старайтесь переключать внимание и отвлечь ребенка, чтобы у него не возникало желания снова взять ее в рот.
Наконец, уберите соску из зоны видимости, не создавайте «привычных» мест хранения, откуда ребенок может сам ее взять.
Чего не стоит делать при отучении от соски:
-
Намазывать ее чем-то невкусным. Этот способ чреват причинением вреда здоровью (горечь или острота, попавшая на слизистую полости рта, может вызвать боль, воспаление, и, как следствие, негативную реакцию со стороны ребенка), но обычно не помогает достичь цели.
-
Ругать ребенка за использование соски. Это может вызвать еще более негативную реакцию, ребенок будет чувствовать себя плохим и «неправильным». От соски он, возможно, и откажется, но найдет ей замену — например, палец.
Подводя итог, хочу отметить, что по вопросу использования соски, который практически для всех родителей является сложным, нет однозначного и единственно верного мнения. У кого-то получается обойтись без нее, кому-то соска нужна до определенного возраста, а у кого-то с отучением возникают проблемы. Будьте готовы ко всем возможным вариантам развития событий и всегда помните о том, что можно обратиться за помощью к специалисту.
Клиника педиатрии «ММЦ» на Малой Конюшенной