«Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя», — гласит английская пословица. Какие привычки и навыки дети перенимают от родителей, почему это происходит и как закрепить у ребенка интерес к здоровому образу жизни, выясняем вместе с экспертами ГК «СОГАЗ МЕДИЦИНА».
Почему дети копируют родителей?
Дети начинают подражать взрослым еще в младенчестве. Незаметно для родителей ребенок изучает и анализирует все, что они делают и говорят, имитируя модели поведения, копируя жесты, запоминая слова и выражения.
Сегодня у детей стало намного больше социальных стимулов и образцов для подражания, чем когда-либо прежде: среди них — не только «живые» контакты с другими людьми, но и просмотр телевизора, использование социальных сетей и т.д. Все, что дети видят и слышат вокруг себя, влияет на их поведение и восприятие окружающего мира. Однако решающее значение имеет образ жизни и поведение мамы и папы.
В основе подражания лежит работа зеркальных нейронов, которые особенно активны в детском возрасте. Эти клетки мозга возбуждаются, когда мы наблюдаем за действиями человека, к которому испытываем доверие.
Зеркальные нейроны помогают нам формировать привычки и вырабатывать навыки и умения.
Зеркальные нейроны активируются и при наблюдении за эмоциями другого человека — они помогают нам почувствовать то же самое, что и собеседник. Мозг улавливает и регистрирует сигналы на лице быстрее, чем обрабатывает то, что мы говорим, поэтому дети в большей степени реагируют на выражение лица и язык тела, чем на слова. Так, если взрослый испытывает стресс, то ребенок тоже будет чувствовать напряжение. Если взрослый, наоборот, проявляет искренний интерес к чему-то, малыш тоже будет увлечен. Подражание — это естественный навык, грамотно используя который можно достичь эффективных результатов в обучении ребенка и формировании у него эмоциональной устойчивости.
Чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности, взрослым следует научиться управлять своими эмоциями, т.е. развивать эмоциональный интеллект. Также важно следить за своей интонацией и жестами — говорить и двигаться спокойно, расслабленно. Если у вас есть нерешенные психологические проблемы или вы испытываете тревожность, следует обратиться к специалисту, потому что дети очень тонко чувствуют эмоциональное состояние родителей.Врач-психотерапевт, мануальный терапевт, остеопат ММЦ «СОГАЗ» Елена Юрьевна Патикина
Как сформировать у ребенка полезные привычки?
Исследования показывают, что привычки, связанные с образом жизни и питанием, формируются до девяти лет, а гигиенические привычки (чистить зубы, умываться, принимать душ и т.д.) — до пяти лет. Поэтому чем раньше родители внедрят здоровые привычки в жизнь ребенка, тем больше вероятность того, что они будут сопровождать его всю жизнь.
Многие дети дошкольного возраста любят повторять определенные действия: просят читать одну и ту же книжку, смотреть один и тот же мультик, ходить одной и той же дорогой. Взрослые могут использовать эту особенность, чтобы выработать необходимые навыки. Для этого рекомендуется последовательно, каждый день, выполнять вместе с ребенком действия (например, мыть руки), медленно показывая и проговаривая каждый этап.
Чтобы навык закрепился и перешел в привычку, ребенок должен получать удовольствие от процесса, поэтому обучать его лучше в игровой форме: сопровождая действия веселыми присказками или историями. Не стоит забывать и о позитивном эмоциональном подкреплении — похвала служит стимулом в следующий раз поступить также. Кроме того, чтобы было легче и родителю, и ребенку, привычки следует формировать постепенно.
Ошибки, которые препятствуют усвоению привычки у ребенка:
Нерегулярность и отсутствие контроля. Например, заправлять кровать нужно каждый день: и по будням, и в выходные, и дома, и в гостях.
Критика. Негативное отношение вызывает раздражение и создает у ребенка впечатление, что у него ничего не получается, формирует т.н. выученную беспомощность. На этом фоне невозможно научиться чему-то новому.
Невыполнение своих же требований. Бесполезно требовать от ребенка того, что родители не выполняют сами.
Отсутствие позитивного подкрепления. Следует хвалить ребенка, отмечать успехи и результаты.
Нравоучения без объяснений. Важно не просто говорить, что «надо» что-то сделать, а пояснять, для чего (например, чистить зубы, чтобы они не разрушались).
Лишний вес у ребенка: что делать?
Вопреки распространенному мнению, полнота или упитанность ребенка не является признаком крепкого здоровья. Наоборот, лишний вес в детском возрасте может привести к нарушению обмена веществ, диабету 2 типа, болезням суставов, гипертонии, психологическим проблемам и другим расстройствам.
Многие родители склонны связывать лишний вес у ребенка с внутренней патологией, но на самом деле подавляющее большинство случаев детского ожирения спровоцировано неправильным образом жизни. Если в семье принято есть много высококалорийной пищи, ребенок будет делать то же самое. Еще одна причина — тотальное ограничение двигательной активности: гаджеты заменили детям игры на улице, из-за чего гиподинамию даже называют «эпидемией» XXI века. Следует отметить и психологический голод, который ребенок «заедает» сладкой и жирной пищей, если у него отсутствуют хобби и интересы.Заведующая педиатрическим отделением ММЦ «СОГАЗ» Анна Александровна Никитенок
Вопреки распространенному мнению, полнота или упитанность ребенка не является признаком крепкого здоровья. Наоборот, лишний вес в детском возрасте может привести к нарушению обмена веществ, диабету 2 типа, болезням суставов, гипертонии, психологическим проблемам и другим расстройствам.
Как же защитить ребенка от переедания и лишнего веса? Прежде всего, нужно проанализировать собственный рацион и образ жизни — изменения должны затрагивать всех членов семьи. Если родители едят здоровую пищу и занимаются спортом, ребенок последует их примеру.
Детям с 5 до 18 лет рекомендуется не менее 60 минут в день посвящать занятиям физической активностью средней или высокой интенсивности. При этом стоит сократить продолжительность малоподвижных периодов: за экраном телевизора, компьютера или гаджетов. Следует контролировать процесс выполнения домашних заданий, и периодически «отрывать» ребенка от книг. Родителям нельзя ограничивать естественное желание детей бегать или играть в активные игры. Лучше всего, если заниматься физическими нагрузками малыши будут вместе со взрослыми: больше времени проводить на улице, кататься на велосипеде, роликах и т.д.
В рационе следует ограничить быстрые углеводы — сахар, выпечку, сухие завтраки, майонез, фаст-фуд, снеки (чипсы и сухарики). Наибольшая калорийность должна приходиться на первую половину дня, поэтому важно избегать поздних ужинов (после 19:30). Использование пищи в качестве поощрения или наказания может привести к расстройствам пищевого поведения — нездоровым отношениям с едой. В этой ситуации ребенок привыкнет использовать пищу, чтобы получить положительные эмоции.
Не стоит делить продукты на «плохие» и «хорошие», так как ребенок будет еще сильнее хотеть то, что ему запрещается.
Чтобы привить позитивное отношение к полезной пище, родителям стоит вовлекать детей в процесс ее приготовления и выбора продуктов. Так, они смогут узнать о разнообразии вкусов и получат от нее больше удовольствия.
Важно также обеспечить ребенку здоровый сон — недосыпание может спровоцировать переедание и снизить уровень активности. Поэтому нужно следить за тем, чтобы ребенок был достаточно активен, убрать из детской спальни телевизоры или компьютеры, установить постоянный график сна и пробуждения, не нарушая его и в выходные дни.
Как научить ребенка не бояться врачей?
Помочь ребенку безболезненно перенести визит к врачу — совсем не простая задача для родителей. Как же должны вести себя взрослые, чтобы привить правильное отношение к заботе о своем здоровье с детства?
Прежде всего, нельзя пугать ребенка «уколами» или «больницей» в наказание за плохое поведение, ведь
когда малышу понадобится медицинская помощь , ему будет очень тяжело преодолеть этот страх. Реакция детей имеет спонтанный характер и яркую эмоциональную окрашенность, поэтому в момент осмотра бесполезно одергивать ребенка и призывать его успокоиться. Наоборот, следует проговорить малышу, что доктор (хороший, добрый, внимательный и т. п.) помогает ему выздороветь; отвлечь, если есть возможность, игрушками, обсуждением совместных планов... После визита к врачу и проведения процедуры важно вовремя утешить ребенка, взять на руки и не показывать свое беспокойство.
Елена Юрьевна Патикина
Статья опубликована в выпуске №15 корпоративного издания «СОГАЗ МЕДИЦИНА» (ныне — «Мой медицинский журнал»).
Читать журнал