Детский организм уникален во всех отношениях. Из-за физиологических и анатомических особенностей, связанных с непрерывным ростом и развитием, многие заболевания у детей протекают не так, как у взрослых. Кроме того, есть патологии, которые характерны именно для детского возраста — это в том числе врожденные пороки, требующие оперативного вмешательства. О том, какие методы позволяют максимально бережно вылечить у ребенка тот или иной недуг, рассказали специалисты детского хирургического отделения Клиники высоких технологий «Белоостров» .
Взвесить все «за» и «против»
Принимая решение о проведении операции, детский хирург опирается не только на диагноз: он учитывает возрастные и анатомо-физические особенности ребенка, а также наличие сопутствующих заболеваний.
Многие органы и системы в детском возрасте еще только формируются, то есть со временем они будут расти и трансформироваться. По этой причине мы нередко выбираем тактику наблюдения: например, в большинстве случаев у детей до 5–6 лет необходимость в оперировании пупочной грыжи пропадает, так как патология исчезает сама.
Александр Сергеевич Охотников , детский хирург Клиники «Белоостров»
Если же операция — самый оптимальный или вовсе единственный способ решить проблему, применяются более щадящие техники и инструменты, которые позволяют безопасно работать с детским организмом. Также большинство исследований и вмешательств проводятся строго под наркозом, а при выборе препарата и его дозировки обязательно учитываются возраст и вес ребенка.
Распространенность врожденных патологий
Благодаря плановому скринингу при беременности до 95 % врожденных пороков диагностируются еще в период вынашивания ребенка. Часть из них корректируют хирургическим путем в течение первого года жизни, а некоторые (благодаря развитию так называемой фетальной хирургии) — прямо в утробе матери!
Первое место по распространенности врожденных пороков занимают аномалии развития сердца и крупных сосудов. К наиболее частым относятся нарушения межжелудочковой и межпредсердной перегородок, стеноз (сужение) аорты и легочной артерии, открытый артериальный проток и другие. План лечения зависит от разновидности и степени тяжести патологии. При отсутствии у новорожденного признаков сердечной недостаточности хирургическое вмешательство может быть отложено, при этом ребенок должен находиться под постоянным наблюдением кардиолога и кардиохирурга.
На втором месте — пороки мочеполовой системы. Патологии наружных половых органов проявляются в разном возрасте. Так, например, у мальчиков в период полового созревания может возникнуть варикоцеле — увеличение вен мошонки, которое без своевременного лечения грозит бесплодием. Достаточно распространена и гипоспадия, когда у мальчиков возникает патология формирования наружного мочеиспускательного канала. В этом случае оптимальный возраст для операции — от одного года до двух лет.
Большой процент занимают пороки развития почек и мочевыводящих путей. К ним относятся различные новообразования, а также такие нарушения, как гидронефроз («раздутие» почки из-за скопившейся мочи, которое может привести к гибели органа), пузырно-мочеточниковый рефлюкс (неправильный отток урины из мочевого пузыря в мочеточник и почки), нефроптоз или «блуждающая» почка (чрезмерно подвижная и смещенная относительно нормального положения).
Успех лечения зависит прежде всего от своевременности и правильности установленного диагноза. Если у ребенка возникла острая ситуация — травма или боль в половых органах, появление крови в моче, не ждите — экстренно обращайтесь за помощью. Если ситуация плановая, выбирайте клинику и специалиста, которому вы доверяете. При этом важно обращать внимание на профиль: врач должен специализироваться на той патологии, которая имеется у вашего ребенка».
Илья Маркович Каганцов , детский уролог-андролог, детский хирург Клиники «Белоостров», д.м.н.
Врожденные пороки органов пищеварительного тракта встречаются реже, но многие из них требуют незамедлительного хирургического лечения в первые месяцы жизни ребенка. В их числе: атрезия пищевода, которая характеризуется отсутствием соединения между верхним и нижним сегментом пищевода. Без своевременного хирургического вмешательства это заболевание в 100 % случаев приводит к летальному исходу.
Грыжи
Детский хирург в своей практике часто встречается с грыжами передней брюшной полости — они бывают как врожденными, так и приобретенными. чаще всего, это пупочные и паховые грыжи.
В первом случае патология обычно исчезает сама, так как брюшная стенка продолжает развиваться до двух лет. Если грыжа имеет слишком большие размеры или сохраняется после 5–7 лет, может быть принято решение об оперативном лечении, поскольку в более старшем возрасте она способна увеличиваться и провоцировать тяжелые осложнения в виде ущемлений.
Паховые грыжи — это чаще всего врожденное нарушение, при котором происходит выпячивание брюшины в полость пахового канала (между животом и бедром). У недоношенных детей риск развития патологии увеличивается до 30 %. Паховая грыжа устраняется лапароскопическим или классическим хирургическим методом. Вмешательство проводится как в плановом, так и в экстренном порядке (при ее ущемлении).
В основе — бережный подход
Хрупкость и миниатюрность детского организма требуют применения максимально бережных органосберегающих методик. В первую очередь врач проводит осмотр и анализирует жалобы, на основании чего выстраивает дальнейший план лечения. Иногда специалист уже на приеме понимает, какая патология мучает ребенка — особенно если это грыжа, которую можно увидеть без специальных инструментов.
Для установления точного диагноза могут привлекаться специалисты разных направлений, а также использоваться дополнительные технологии: рентгенография, компьютерная томография, эндоскопия, МРТ, УЗИ. Чтобы процедуры не доставляли юным пациентам физического и психологического дискомфорта, они проводятся в состоянии медикаментозного сна.
Часто родителей больше всего беспокоит необходимость общего наркоза для детей, нежели само вмешательство. В нашей Клинике задачи по обезболиванию и поддержанию жизненно важных функций ребенка во время выполнения инвазивных диагностических и лечебных процедур, а также непосредственно самих хирургических операций, берут на себя детские анестезиологи. В нашем арсенале — большое количество современных методик для обезболивания, которые хорошо переносятся детским организмом. Для каждого маленького пациента подбирается оптимальный вариант с учетом его индивидуальных особенностей.
Наталья Васильевна Коновалова , врач — анестезиолог-реаниматолог Клиники «Белоостров»
При выборе того или иного хирургического метода врач всегда ставит во главу угла безопасность. Для минимальной травматизации органов и тканей, например, тогда, когда необходимо удаление аппендицита, паховой и пупочной грыжи, предпочтение часто отдается лапароскопии или торакоскопии — лечению внутренних органов через небольшие проколы.
Еще одна современная технология, которая делает хирургию высокоэффективной и безопасной — ICG-навигация. При ее использовании в организм пациента вводится специальный флуоресцентный препарат — индоцианин зеленый, который «подсвечивает» нужную зону. Это дополнительное средство визуализации, помогающее врачу принять верное решение и избежать неточностей на всех этапах проведения операции.
Некоторые заболевания молодеют. Например, желчнокаменная болезнь, которая раньше касалась преимущественно взрослых людей, сегодня все чаще встречается у детей. И здесь мы всегда идем за помощью к коллегам — общим хирургам, которые знают все тонкости и нюансы работы с этой патологией. Так, в Клинике «Белоостров» желчнокаменную болезнь лечат с использованием ICG-навигации, и мы заимствовали этот метод в практику детской хирургии. Точно так же взрослые хирурги берут себе на вооружение наши подходы — в основном это техники, сберегающие органы».
Алексей Алексеевич Жирылеев , заведующий детским хирургическим отделением Клиники «Белоостров»
Формула успешного лечения
Все дети очень разные, и врачу важно найти подход к каждому: без установления доверительного контакта крайне сложно провести полноценный осмотр и выявить причину жалоб. То, как ребенок себя ведет на приеме, перед операцией и после нее, во многом зависит и от родителей. Настрой на успех лечения и доверие врачу — необходимые условия для выздоровления.
Когда родители переживают, дети это чувствуют. Безусловно, любое лечение, особенно хирургическое, всегда связано с какими-то неприятными процедурами, например, уколами и перевязками. И взрослые, и дети должны быть к этому готовы и помнить, что главная цель — это выздоровление. В нашем отделении детские хирурги готовы взяться за любые сложные патологии: в том числе ЛОР-заболевания, острые травмы костно-мышечной системы и их последствия, редкие врожденные пороки органов и систем. Чтобы маленьким пациентам было комфортно, у нас предусмотрены одноместные палаты, игровые комнаты, где есть даже PlayStation. Также мы организовали целый автопарк с машинками, на которых можно кататься по коридорам. Все это способствует быстрому восстановлению детей после перенесенных операций.Алексей Алексеевич Жирылеев, заведующий детским хирургическим отделением Клиники «Белоостров»
Знания и умения врача, заинтересованность родителя и ребенка, современное оборудование, комфортные условия для лечения и восстановления — все имеет значение. Борьба с тем или иным детским заболеванием — это совместная комплексная работа.
Самым простым и надежным способом исключить или своевременно обнаружить заболевание является прохождение плановых осмотров. Кроме того, при любых тревожных симптомах стоит сразу обращаться к специалисту, а не заниматься самолечением или ждать, пока «пройдет само». Только компетентный врач может определить истинную причину недуга ребенка и подобрать оптимальное, щадящее детский организм решение.
Статья опубликована в выпуске №27 корпоративного издания «Мой медицинский журнал».
Читать журнал